Чертеж цилиндрической зубчатой передачи.

 Цилиндрические зубчатые передачи применяются для передачи вращательного движения от одного вала другому в том случае, когда их оси расположены параллельно (фиг. 526).

Цилиндрические зубчатые передачи

В большинстве случаев колеса имеют прямые зубья (фиг. 527, а), но для того чтобы при передаче вращательного движения достигнуть более плавного зацепления, применяют колеса с косыми (фиг. 527, б) или шевронными (фиг. 527, в) зубьями.
Два зубчатых колеса, находящиеся в зацеплении, должны иметь одинаковые основные размеры зубьев, а следовательно, и одинаковый модуль зацепления.

Виды цилиндрических зубчатых колёс

Если оба зубчатых колеса имеют одинаковое число зубьев, а следовательно, и одинаковые диаметры начальных окружностей, то число оборотов ведущего и ведомого (Ведущим называется колесо, которое передает вращательное движение, а ведомым - которое воспринимает это движение от ведущего колеса) колес будет одинаковым. В этом случае передаточное число i, т. е. отношение числа оборотов n1 первого колеса к числу оборотов n2 второго колеса, равно 1(n1 ÷ n2 = 1).

Если число зубьев у ведущего колеса больше, чем у ведомого, то ведомое колесо будет вращаться быстрее ведущего колеса. Если число зубьев у ведущего колеса меньше, чем у ведомого, то ведомое колесо будет вращаться медленнее ведущего колеса. Ниже на примере будет показано пооперационное построение чертежа цилиндрической зубчатой передачи, у которой входящие в зацепление колеса имеют прямые зубья. Верхнее колесо - ведомое,  а  нижнее - ведущее. Для выполнения такого чертежа необходимо знать модуль зацепления, число и длину зубьев и данные конструктивного оформления колес. Для выполнения чертежа проектируемых колес должны быть указаны перечисленные выше данные, по которым определяют диаметры начальных окружностей и другие размеры. При выполнении чертежа с натуры подсчитывают число зубьев обоих колес и измеряют диаметр окружности выступов одного из колес.

Если оба колеса имеют нечетное число зубьев или очень большой диаметр, то диаметр окружности выступов определяют так, как было показано на фиг. 521, б. Затем определяют модуль m зацепления по формуле:

m = De ÷ (z + 2)

И согласовывают полученный размер с табличными данными ГОСТ 9563-60 (табл. 42).
По формулам d1 = mz1 и d2 = mz2 определяют размеры диаметров начальных окружностей обоих колес, а по соответствующим формулам - остальные необходимые размеры, после чего приступают к выполнению чертежа.

Показаны ведущее и ведомое зубчатые колёса

Особое внимание надо уделить изображению места зацепления, где зубья одного колеса входят во впадины другого. На виде слева окружности выступов до их пересечения обводят сплошными линиями видимого контура. На участке зацепления окружности выступов изображают штриховыми линиями. На виде спереди очертание зуба ведущего колеса рекомендуется показывать сплошными линиями (как бы наложенными на зуб ведомого колеса), а внешнюю линию очертания зуба ведомого колеса - штриховой линией. Наглядное изображение образования этих линий показано на фиг 528.

Читай далее => Выполнение чертежа цилиндрической зубчатой передачи....